1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Экстренное торможение

Экстренное торможение 

Экстренное торможение применяется как последняя мера для того, чтобы избежать столкновения. Если есть другая возможность и время  - слева или справа от вас в зеркалах нет других участников движения - лучше постараться изменить направление движения автомобиля. Если у вас нет времени рассматривать других участников движения в зеркалах - не играйте с судьбой - примените экстренное торможение не меняя курса движения автомобиля.

В момент экстренного торможения становится понятно состояние ваших тормозных дисков, колодок и резины. Подводные камни экстренного торможения мы и рассмотрим в этой статье.

1. Прогрессивное торможение

Хорошая тормозная колодка обладает ярко выраженной прогрессией торможения. Прогрессия торможения - это рост коэффициента трения с прогревом фрикционной пластины колодки. По этому показателю все колодки - уникальны. У одних колодок коэффициент трения растет медленно у других - быстро. Только  качественные колодки обеспечивают устойчивый и быстрый рост коэффициента трения до момента остановки. Прогрессия - жизненно важный показатель тормозных колодок. 

Понять насколько хорошая прогрессия у вашей тормозной колодки можно следующим образом: Вы нажимаете на педаль тормоза, прилагая не изменяющееся, по мере возможностей, давление - автомобиль начинает останавливаться, колодка разогревается, коэффициент трения растет и, не смотря на то что усилие на педали тормоза одинаково - автомобиль начинает быстрее терять скорость, вплоть до момента остановки. Ощущается прогрессия следующим образом - в начале торможения автомобиль тормозит как будто слабо, а потом всё сильнее и сильнее, вжимая вас в лямки ремней. 

На автомобилях, не оборудованных АБС прогрессия может стать сюрпризом для автомобилиста и привести к блокировки колес. С точки зрения начинающего водителя, применяющего экстремальное торможение, в начале машина не тормозит (колодка не разогрета) он применяет большее усилие, одновременно с этим дополнительным усилием колодка разогревается и коэффициент трения начинает расти, т.к. этот процесс длится 2-4 секунды, коэффициент трения возрастает до такой степени, когда давление на педале тормоза, вначале недостаточное, перерастает в избыточное что и приводит к блокировке колес и потере управления.

2. Увядание тормозных колодок

Под увяданием тормозных колодок понимается прекращение роста коэффициента трения с прогревом (остановка прогрессии торможения). В случае низкокачественных колодок коэффициент трения не только прекращает рост, но и начинает падать. Это очень опасное состояние колодок, когда водителю становится трудно рассчитать тормозной путь. Происходит это по следующей причине: сначала коэффициент трения начинает расти и водителю кажется что автомобиль остановится, если такое торможение продолжится, но наступает точка перегрева в которой коэффициент трения резко падает (может упасть на 30%) и тормозной путь автомобиля резко увеличивается. С учетом экстремальной ситуации вовремя отреагировать на такое изменение фрикционных качеств тормозной колодки - не просто, особенно если увяданием стало для водителя неприятным сюрпризом.

3. Провал тормоза 

Тормозная жидкость имеет свойство поглощать влагу. Со временем, процент влаги в тормозной жидкости может стать достаточно большим. Во время экстренного торможения выделяется огромное количество энергии, которая разогревает тормозной диск, тормозную колодку и суппорт, наполненный тормозной жидкостью. Давление тормозной жидкости, нагнетаемое в суппорт - это то, за счет чего происходит торможение. Тормозная жидкость обладает температурой кипения около 180С, но, если в тормозной жидкости растворена вода - температура кипения снижается. При разогреве суппорта, в следствии экстренного торможения, гранулы воды внутри начинают "закипать", что приводит к образованию воздушных полостей, меньшей плотности внутри тормозной жидкости и провалу педали тормоза. Провал тормоза опасное состояние в котором вы можете полностью потерять связь с тормозной системой. Педаль тормоза может уйти внутрь и торможение прекратится. С учетом увядания не всегда качественных колодок, даже небольшое вскипание жидкости дезориентирует водителя. С учетом ограниченных рамок времени в которых необходимо принимать решения кипение тормоза и отсутствие прогрессии, обычно, становится роковым. 

4. Резина

Фрикционные качества резины во время экстремального торможения так же важны как и качество тормозной системы. Резина, которая имеет низкие сцепные характеристики не способна выдержать прогрессии тормозных колодок и колеса срывает. Стоит всегда помнить что сила трения скольжения всегда меньше силы трения качения. Это означает что как только вы сорвали колеса - ваш тормозной путь значительно увеличится, вне зависимости от качества вашей тормозной системы и прилагаемых вами в дальнейшем усилий.